Версия для печатиВерсия для печати

Дизельная электростанция состоит из двух основных узлов – электрического генератора и двигателя внутреннего сгорания, разработанных разными учеными в различное время. Кому принадлежит идея объединить их в одно устройство, сегодня не известно, но результат этого симбиоза в настоящий момент востребован и в быту, и во многих отраслях промышленности.

 

Предпосылки создания

Предпосылки создания дизельных генераторов

В начале 30-х годов 19-го века британский ученый Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, которое заключается в возникновении тока в проводнике при его движении в магнитном поле. Это явление и послужило толчком к началу производства трех самых важных электроприборов: электрического двигателя, генератора и трансформатора.

Первая работающая модель генератора состояла из медного диска, помещенного в магнитное поле постоянного магнита и снабженного рукояткой для вращения. Электрический ток передавался на провод при помощи пластины, поджатой к диску. Современные электрогенераторы после почти двухвековой эволюции выглядят совершенно иначе, но принцип их работы не изменился.

 

Вклад Р. Дизеля

Вклад Р. Дизеля

Немного более полувека спустя, выпускник высшей технической школы Мюнхена, Рудольф Дизель, начал свои эксперименты по усовершенствованию двигателей внутреннего сгорания. Коэффициент полезного действия машин, производившихся в то время, был очень низким, и Дизель работал над их улучшением. Идея, которая вывела показатель КПД на качественно новый уровень, заключалась в том, чтобы в цилиндре двигателя происходило сжатие чистого воздуха вместо топливно-воздушной смеси, а впрыск топлива происходил в конце сжатия.

Горючее для своего изобретения ученый получил из продуктов перегонки нефти, и его свойства позволили агрегату обходиться без свечей зажигания. Топливо и двигатель в честь их создателя были названы дизельными.

 

Производство дизель-генераторов: вчера и сегодня

Выпускать дизельные электростанции одновременно начали в Великобритании и США в начале прошлого века фирмы Perkins и Caterpillar, которые продолжают производить продукцию и по сей день, являясь одними из самых уважаемых компаний на этом рынке. В 1920-х годах их продукция уже работала на фермах и других удаленных от крупных электростанций объектах в качестве единственных источников питания.

В настоящее время специфика использования генераторов изменилась: чаще всего они служат для организации резервного питания, но спрос на них растет с каждым годом. Выпускается огромное количество модификаций мощностью от 2–3 кВт до стационарных электростанций, производящих более 500 кВт/ч и весящих десятки тонн.

Наиболее известные бренды, занимающиеся выпуском генераторов, – SDMO, FG Wilson, Cummins, Gesan и AKSA. Кроме них, существует масса производителей из Азии с машинами более низкого ценового диапазона.